Заметки путешественника.

Черногория, монастыри.

Продолжение.

Начало: http://sav4enko.ru/chernogoriya-nacionalnyj-park-durmitor/

Я не являюсь человеком религиозным, но значимые духовные центры мира мне интересны своей традицией, историей становления и присущими им легендами. В Черногории много монастырей, и мы продолжаем  тур по так называемым святым местам. Тем более, это прибавит плюсиков в наших православных анкетах и когда придет время покинуть глобус, у администрации рая не будет формальных причин чинить нам преграды для переезда туда на ПМЖ, хотя, лично я и без этого практически безгрешен.

1

Первый пункт назначения в этом крестовом походе автопробеге, город Цетинье — в прошлом чуть ли не столица Черногории, центр сопротивления потугам Турок на мировое господство. За это самое сопротивление неоднократно, вплоть до XVII века регулярно подвергался попыткам тотального экстерминатуса со стороны последних. Как все Черногорские города, в том числе и столица Подгорица, крайне незамысловат: десяток улиц с двухэтажными сооружениями, образуемых периметр центра, несколько церквей, немного исторических зданий (типа бывшего дворца короля Николы, также невероятно скромного), да коттеджи окрест, вот и весь Цетинье. Но претензия на центр сбыта «опиума для народа» православной веры оправдана уже тем, что именно тут находится резиденция   Митрополита Черногории.  И именно в Цетиньском монастыре, куда мы в православных попытках избежать инфернальных мук на той стороне тоннеля и стремимся. Кроме всего прочего, монастырь известен еще  тем, что за его стенами хранятся религиозные артефакты: фрагмент того самого креста с Голгофы и десница Иоанна Крестителя. Для тех, кто не в теме, десница это рука, причем правая и в христианстве является символом могущества. Не знаю, как вас, но лично меня подобные традиции с расчлененкой пугают до чертиков. Мне кажется, только ради того, что бы не хранится по запчастям во всех уголках, лучше умеренно грешить при жизни и немного недотянуть до уровня святого 100-го Level-а.  Лично я руководствуясь именно подобными мотивами, время от времени хватаю девушек ниже поясницы, употребляю алкоголь и применяю в разговорной речи грязные словечки

2

У врат в монастырь с утра уже толпилась очередь из преимущественно русских туристов, лица которых явственно выражали похмельное одухотворенное состояние. Массивные кресты на шее несомненно выдавали в них бескомпромиссных христиан, похожих на тех, кого чуть более чем стопятьдесят столетий назад распинали на крестах и на потеху черни скармливали хищным животным в амфитеатрах. Мы протиснулись к входу в святилище но были оперативно изловлены мускулистыми охранниками.

— Кто такие? Куда прете? — вежливо поинтересовался один из секьюрити, со светившийся более чем у остальных аурой братской любови.

Со Пскова мы — странники  паломники — пришли собачку говорящую  реликвию посмотреть — ответил я  афоризмом.

— С какой группой?

— Неорганизованные мы, но если вопрос в деньгах, то покажите где касса.

— Вход без группы воспрещен.

Я почувствовал как шансы вкушать амброзию с  компанией ангелов в райских кущах медленно, но верно тают. Однако, спасение  душ грешников, как известно,  дело рук самих грешников, поэтому я принялся настаивать на встречи с Самим. Охранник послал в нашу сторону некоторое количество лучей добра, но просьбу выполнил. Величественный Сам с основательным животом и окладистой бородой, выслушал мою пламенную речь про блаженство алчущих, про горе фарисеям, книжникам, а также всевозможным лицемерам, ну и про порождения ехидны напоследок, после чего задумчиво почесав затылок распорядился пропустить, но как оказалось не во все чертоги. Оно и понятно, никакого профита наше посещение не несло, а предлагать заплатить за посещение храма, было как-то совсем ветхозаветно. Уходя, почему то вспомнилось нетленка Губермана:

«Есть люди (их ужасно много),

Чьи жизни отданы тому,

Чтоб обосрать идею Бога

Своим служением Ему».

Хотя, бог судья, а мы едем дальше — веселое паломничество продолжается.

3

Теперь мы пилим в действующий мужской монастырь Острог, который  действительно является местом Силы. Наш путь лежит через столицу Подгорицу, которую мы бегло осматриваем и увы, не находим ничего чем можно бы вдохновиться. Дальше сворачиваем на Никшич и начинаем подъем в гору. Природный ландшафт впечатляет, время от времени останавливаемся дабы посозерцать.

4

Проезжаем через вырубленный в скале тоннель

5

и вот, мы на месте! Сначала заходим в нижнюю часть монастыря. Когда то давно, его прославил Василий Иоанович (в миру Стоян), который много сделал для того, что бы сохранить православие от посягательств коварных иезуитов, с которыми открыто якшался митрополит Цетиньского монастыря (то-то их порядочки мне странными показались) а также укреплял дух простых людей, страдающих в  турецком иге (а турки в то время чинили такие злодеяния, что глядя на них, Гитлер и Пол Пот нервно курили бы в стороне). За свое мужество был произведен в митрополиты.

6

7

Разумеется  он генерировал у тогдашних оккупантов тонны ненависти за свое подвижничество и они в сладких снах видели как отправляют его к праотцам. Василию нужно было убежище и местные жители рекомендовали ему укрыться в монастыре Острог.

8

Об Остроге святитель уже знал,  особенно о преподобном старце Исайи. Тот благочестивый старец жил в пещере, находящейся над монастырем, на высоте 900 метров над уровнем моря. После его упокоения  митрополит в этой пещере и поселился. С тех пор в течении пятнадцати лет он оттуда управлял своей митрополией. В Остроге он стал собирать вокруг себя других монахов и подвижников, с помощью которых восстановил церковь Введения Пресвятой Богородицы и Девы Марии, духовно сплотил ополчение и нес миссию. Немного спустя  Василий в Острожской скале построил и украсил церковь Честного и Животворящего Креста, которая потом была расписана и которая сохранилась до сих пор. Так она выглядит в настоящее время.

9

Святой Василий много терпел, причем не только от турок, но и от местного князька, но не уезжал никуда, нес свое служение и жил в холодной пещере. Народ шел к нему толпами и просил укрепить их в духе — спасти от отчаяния. Даже после того как он умер, народ продолжил приходить с молитвой к нему, но уже к месту захоронения. На могиле его стали происходить чудеса и происходят  до сих пор (вот вам демонстрация  силы веры). Через семь лет после смерти,Василий явился во сне настоятелю монастыря святого Луки, игумену Рафаилу Косиерцу, приказав ему пойти в Острог и открыть свою могилу. Игумен не придал  значения сну, но видение повторилось. Игумен снова не отправился в Острог. В третий раз  святой явился игумену в архиерейском облачении и с кадильницей в руках, от жара которой игумен опалил лицо и руки.

10

Игумен наконец то внял и придя в Острог, обо всем рассказал монахам. Сначала они все вместе наложили на себя очень строгий пост, ежедневно выполняли молитвенное правило и совершали Божественную Литургию. Семь дней спустя,  монахи открыли могилу и увидели Святителя в теле, которого не коснулся тлен и которое благоухало. Монахи, положив тело в раку, перенесли в храм Пресвятой Богородицы, в котором оно до сих пор находится.

11

Тысячи людей приезжают сюда, в маленькую церковь построенную на скале, где 15 лет жил и молился святой. Причем приезжают люди всех конфессий, и католики и православные и даже мусульмане. Черногорцы утверждают, что Острог чуть ли не третье в мире по посещаемости место паломничества христиан после могилы Христа и Священной горы в Израиле.

12

Ну а наш святой тур подходит к концу,

13

14

Очень надеюсь, что «аццкому сотоне» теперь будет сложнее уловить нас в свои сети. Ну и в свою очередь искренно желаю и вам избежать его ловушек и капканов. Навеки Ваши, екатеринбургские паломники:

15

брат Глеб и

16

брат Валерий.

Продолжение: http://sav4enko.ru/chernogoriya-ulcin-okonchanie-puteshestviya/

О авторе

Савченко Валерий

Савченко Валерий

Оставить коментарий

*