Очередной город в нашем маршруте — Агра .
И конечно же первым делом мы спешим посетить знаменитый Тадж-Махал. В 2007 году некоммерческая организация New Open World Corporation по инициативе швейцарского писателя Бернара Вебера дала старт интересному проекту. Через SMS, телефон или интернет люди выбирали современные семь «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира (из списка старых, составленных Геродотом, уцелели лишь пирамиды Гизы). Перечень «чудес»: Пирамиды Гизы (вне конкурса, как почетный кандидат), Колизей, Мачу-Пикчу, Великая Китайская Стена, Петра, Статуя Христа в Рио-дэ-Жанейро (впечатляет, но до одного из семи чудес света не дотягивает, куда достойнее Камбоджийский Ангкор или китайская терракотовая армия. ИМХО) и Тадж-Махал. Честно, говоря, я не понимал, за какие-же заслуги включили в этот список Тадж-Махал. Сейчас нам предстоит это выяснить и конечно же буду рад поделиться выводами.
Тадж-Махал это мавзолей, который построил Шах-Джахан (внук Акбара, сын Джангира), император из династии Великих Моголов для своей любимой жены Мумтаз, которая умерла при родах 14-ого ребенка. Умирая, супруга шаха попросила исполнить две ее просьбы — не иметь больше детей (жестокая борьба за трон между родственниками была обычным делом и Мумтаз таким образом хотела уберечь своих детей от интриг) и построить для нее красивый мавзолей — «Ворота в рай».
Шах-Джахан сдержал данные обещания. Материалы для мавзолея привозили со всего мира: кипельно-белый мрамор с Кавказа, бирюзу из Тибета, драгоценные рубины и сапфиры из Сиама, даже Россия не осталась в стороне, Урал внес свою лепту малахитом. Серебряные двери в усыпальницу сотворил венецианский ювелир Веронео, а золотые парапеты знаменитый мастер из Бордо, француз Отстэн. Отовсюду шах собирал искуснейших мастеров: зодчих, строителей, каменщиков, ювелиров.
В течении 22 лет 20 тысяч человек трудились над созданием самого значимого памятника (есть легенда, что многим после завершения строительства отрубили руки, чтобы не создали что-то подобное) и вскоре на берегу реки Джамны (приток Ганга) появился шедевр, которым восхищались и восхищаются миллионы людей во всем мире. Работа была проделана колоссальная: на участке земли, площадью более гектара, была произведена замена грунта для уменьшения инфильтрации, забутовка, уровень площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки, соорудили. Вместо обычных строительных лесов, которые в то время делали из связанного бамбука, построили серьезные конструкции из камня до такой степени основательные, что их демонтаж должен был занять годы. Но Шах-Джахан придумал изящное решение, издав указ, что любой может взять себе столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами менее чем за сутки.
Семидесятичетырехметровое пятикупольное сооружение созданное из полупрозрачного мрамора инкрустированного 28 видами драгоценных и полудрагоценных камней и отделанное золотом и серебром поражало любого. Сейчас конечно все выглядит далеко не так как прежде: англичане украли из стен все драгоценные камни, золотой флагшток с полумесяцем на вершине купола заменили на медный, да и мрамор стал желтеть из-за загрязненного воздуха…
Внутри мавзолея пусто — там находится гробница усопшей Мумтаз и … Шаха Джахана. Правда, склепы, стоящие посреди зала это имитация, настоящие могилы находятся в цоколе.
Узор на последней фотографии это не рисунок, это инкрустация полудрагоценными камнями по специально разработанной технологии.
Есть историческая версия, что Шах-Джахан планировал построить для себя на другой стороне реки такой же мавзолей, но из черного мрамора и соединить их мостом. Очень символично получилось бы, но… Шах Джахан был свержен с престола во время переворота, начатого его вторым по старшинству сыном Аурангзебом. Новый император помимо такого дерзкого поступка убил старшего брата, как наиболее вероятного престолонаследника и арестовал своего собственного сына за отсутствие лояльности. Так, благословение бога в виде рождения сыновей трагически обернулось и против Шах-Джахана и против династии Великих Моголов, которая сошла на нет и против всей Индии. Атмосфера недоверия и подозрительности определяла стиль правления Аурангзеба, он намеренно внушал всем, начиная с членов собственной семьи и кончая самыми мелкими чиновниками, чувство неуверенности; это позволяло ему крепче держать в руках поводья, однако пагубно действовало на эффективность администрации.
Шах Джахан прожил восемь злосчастных лет со дня своего низложения. Его заключение протекало в великолепном гареме, возведенных в свое время по его велению в крепости, и каждый день заключения он упорно боролся против все более строгих установлений сына. Бывали времена, когда его лишали письменных принадлежностей и даже права пользоваться собственным гардеробом. Шла бесконечная жесткая переписка – негодующая со стороны Шах Джахана, строгая и лицемерная со стороны Аурангзеба. Под корыстными предлогами, замаскированными под религиозные мотивы, Аурангзеб требовал, чтобы отец отдал ему свои драгоценности, вплоть до жемчужных четок, с которыми он молился. 22 января 1666 года, слушая стихи из Корана отец-император скончался. На следующее утро его тело перевезли в Тадж Махал, где он и был похоронен рядом со своей женой. В отношении расположения дворцовых покоев, ставших ему тюрьмой есть два мнения, экскурсовод утверждал, что они находятся в Агре недалеко от Тадж-Махала, и что последние дни старик провел созерцая белые купола мавзолея, вспоминая минувшие дни. Однако современная точка зрения противоречит классической, есть мнение что Шах-Джахан провел последние дни в крепости у города Гвалиор, штат Мадхья-Прадеш, вдалеке от Агры.
Тадж Махал это не только белоснежный мавзолей (Rauza), это и целый комплекса зданий:
Darwaza (главный вход), украшен 22 башенками (по 11 с каждой стороны) напоминающими, что на строительство понадобилось 22 года.
Bageecha (сады). Земли вокруг Тадж-Махала были засушливы и безжизненны поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж-Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.
Masjid (мечеть) и построенный для симметрии Naqqar Khana (гостевой дом), которые окружают мавзолей с обеих сторон.
Геометрические инкрустации создают визуальный объем и это не тоже рисунок, а укрепленные в мраморе пластины из поделочных камней.
Еще одна неповторимая особенность Тадж-Махала состоит в том, что днем он кажется белым, в закатных лучах его стены меняют цвет на розовый, а в лунные ночи он начинает светиться в темноте словно пламя горящей свечи, так что персидское название означающее Величайший Дворец вполне оправдано и прекрасный мавзолей заслужено входит в число современных чудес света.
На этом мы ненадолго прощаемся, но экскурсия в Агре еще не закончена. Навеки ваши
V&G
2 Комментарии