Одно из самых потрясающих мест в Неаполе это капелла Сан-Северо. Да наверное не только в Неаполе, но и во всей Италии. Да чего там в Италии, в мире! Я говорю о капелле Сан-Северо. Красота этой капеллы просто оглушает, завораживает, лишает дара речи. Едва сделав шаг, я встал как зачарованный — мой мозг буквально не мог охватить и осознать всю красоту которая меня окружила.
Создатель капеллы Раймондо ди Сангро, принц Сан-Северо был алхимиком и членом тайных обществ: масон — розенкрейцер. Болтали про него разное — продал душу сатане, пил кровь девственниц, колдовал, варил ужасные яды, кастрировал мальчиков для хора. Скорее всего так и было, ведь для XVIII века это было обычным делом всякого оккультиста. Времена были далеко не либеральные.
Но капелла знаменита не только загадочностью фигуры ди Сангро. Самое главное в капелле это скульптуры. Все они потрясающе прекрасны.
Но три из них достойны не просто восхищения, а глубочайшего изумления. До такой степени, что я просто не верил в то, что я вижу. Я расскажу о них немного подробнее:
РАЗОЧАРОВАНИЕ (ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЧАР):
Эта композиция посвящена отцу Раймондо — Антонио. В молодости он совершил множество необдуманных решений, о которых позже сильно сожалел. До такой степени, что принял сан священника. Его скульптурный двойник разрывает сеть — символ греха. Ему помогает ангел, у которого на челе пылает огонь — символ человеческого разума. Отличная метафора рациональных решений, которые противостоят нашим инстинктам. Самым невероятным элементам этой скульптуры является сама сеть. Я до сих пор не могу поверить что она выточена из камня. Я, честно говоря, думал, что это обычная сеть, пропитанная гипсом. Я трогал ее рукой и отказывался верить в реальность происходящего.
ЦЕЛОМУДРИЕ ( La Pudicizia )
Эта скульптура посвящена матери Раймондо. Хотя, безусловно, это также символ главной фигуры масонов — Изиде. Обнаженная женщина покрыта с ног до головы невесомым покрывалом, которое фокусирует внимание на пикантных элементах ее фигуры — груди и сосках. Представьте как скульптор начинал эту работу — перед ним была белая глыба мрамора. Как можно было сделать эти легкие складки, эти тончайшие нюансы, эту воздушность? Действительно, это просто колдовство. Магия.
СКУЛЬПТУРА ХРИСТА
Созерцая эту скульптуру, я даже испытал какое-то смутное чувство тревоги. Фигура снятого с креста Иисуса, покрытая тончайшей плащаницей. Кажется, что его тело живое, еще теплое. Кажется, что вена на его лбу едва пульсирует. Еще мгновение, и он может скинуть пелену и встать. И это из холодного, безжизненного камня. Нет, такого точно не бывает. Это уже слишком. Так и в самом деле поверишь, что ди Сангро удалось овладеть какими-то паранормальными силами. Не может быть, чтобы человек смог изваять такой шедевр. Просто мороз по коже… Это первая датированная работа Джузеппе Санмартино — (1753). Скульптура вызвала восхищение известного скульптора Антонио Кановы, который, по его словам, отдал бы десять лет жизни, чтобы стать автором такого произведения.
Эти три скульптуры представляют собой «эзотерический треугольник» с Целомудром слева (представляющим женский принцип), Разочарование справа (представляющее мужской принцип) и завуалированный Христос посредине представляют собой эзотерический смысл: двойственность сливается, чтобы создать совершенное существо.
В оккультных кругах это понятие олицетворяется Изидой и Осирисом, которые объединяются для создания Хоруса — совершенного существа.
АНАТОМИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Когда идешь на выход капеллы, попадаешь в отдельную комнату, где находятся еще несколько странных, может быть даже ужасных экспонатов — анатомические машины. Это настоящие скелеты мужчины и беременной женщины (еще их называют Адам и Ева). На них укреплена система кровоснабжения — синие вены и красные артерии. Есть жуткая легенда, что ди Сангро ввел вещество, кристаллизирующее сосудистую систему двум своим живым слугам с целью анатомических исследований. После их смерти, когда смерть истлела и распалась, остались вот такие страшные экспонаты.
Может так оно и было. Но в этой комнате выставлены скелеты с сосудами из проволоки и воска. Для первого варианта было бы слишком. Да и следственные органы наверняка были бы против. Так что кто его знает, что это мистический человек делал на самом деле — Раймонда уничтожил свой научный архив перед смертью. А позже, его потомки уничтожили его дневники, формулы и лабораторное оборудование. Никто не хотел проблем из-за подозрений в колдовстве.
Так что сейчас уже вряд ли найдется тот, кто владеет всеми тайнами капеллы Сан-Северо. А так хотелось бы узнать их все. Согласитесь?