Продолжение.
Начало: http://sav4enko.ru/italiya-florenciya-foto/
Мы подъезжаем к Риму. Завтра в нашем распоряжении чуть более чем полдня. Конечно, это совсем немного, но надеюсь что этих часов хватит чтобы посмотреть достопримечательности, на осмотр которых в 2012 году не хватило времени.
Повторяя предыдущий опыт размещения, находим через интернет хорошие апартаменты и разбегаемся врассыпную занимать комнаты. Автомобиль больше не нужен, мы отправляемся в пункт проката, оставляем машину и дружной толпой маршируем по ночному Риму к квартире. Самые капризные члены команды начинают ныть и канючить такси, но более мужественные пресекают малодушие на корню. Ночной Рим вдохновляет всех (в том числе и малодушных) и вот уже проходя мимо Колизея абсолютное большинство полностью попадает под невероятное очарование Вечного Города. Погода летняя, тепло и на ветках деревьев зеленые листья, а в Екатеринбурге уже снег. Ловим мгновения уходящего волшебства итальянской осени.
С утра, выдвигаемся на маршрут, первым делом направляемся к загадочным «Устам истины» (по итальянски название пишется «la Bocca della Verita»). Наверное это место известно каждому путешественнику, особенно после того, как неподражаемые Одри Хепберн и Грегори Пек презентовали их в романтической обертке культового фильма «Римские каникулы». В картине Уильяма Уайлера героиня передает поверье, что «Уста» немедленно откусят положившему в них руку, если тот скажет неправду. До сих пор не знаю, родилась ли эта легенда с легкой руки сценариста фильма или в действительности существовала ранее, но то, что «Римские каникулы» раскрутили ее до планетарного масштаба — истина непререкаемая: у «Уст» серьезная очередь желающих сфотографироваться «на фоне…» Однако есть и хорошая новость — фейсоподобная плита находится за решеткой сквозь которую ее легко рассмотреть и сфотографировать.
Конечно для меня чрезвычайно интересен вопрос, что это вообще за предмет и для чего его создали. На этот счет есть несколько версий. Историки считают, что это может быть каменная маска Эрколя Победителя – романского мифологического героя, изображение бога Океана, фавна, оракула, или Зевса. Самое популярное и наименее эпичное мнение состоит в том, что «уста» это элемент системы по очистке улиц столицы Древнего Рима. Канализация была устроена таким образом, что дождевая вода стекала с дорог сперва в водосточные люки, а потом в каналы. Bocca della Verita’ есть ни что иное, как канализационный люк, которые в те времена выполнялись в форме головы какого-либо речного божества с открытым ртом, заглатывающим сточные воды.
А когда античные времена ушли в забытье и наступило средневековье случайно обнаруженную таинственную плиту приспособили под детектор лжи. В те времена рядом с храмом находилась торговая площадь, где попутно устраивались публичные казни и само собой промышляли мелкие воришки. Найденные документы описывают, что за «Устами» находился палач, проводивший тест на честность и лишавший рук лжецов. Приходили сюда и с женами, чтобы проверить насколько они продвинулись в искусстве выращивать рожки на голове супруга.
Находится «Уста Истины» в Риме на одноименной площади Piazza della Bocca della Verita в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин (Chiesa di Santa Maria in Cosmedin). Напротив вот такой красивый фонтан.
Следующая достопримечательность прямо скажем, не для слабонервных, легкоранимых и беременных. Мы направляемся в церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini). Капуцины это монашеский орден который «отпочковался» от францисканцев (так же называются забавные обезьяны, но сейчас речь не о них). Капуцины носят странную одежду (специальную рясу с капюшоном, верёвочный пояс с узлом, символизирующим нерушимость монашеских обетов и сандалии на босых ногах), а также имеют очень строгий устав. Еще у капуцинов очень странные обычаи, не верите судите сами. Эти самые монахи извлекли с кладбища кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг. и соорудили из них неслабый интерьерчик в крипте церкви.
Вы только не подумайте, что я какой-нибудь там безнадежный консерватор и против новаторский методов дизайна, напротив, креативные идеи очень приветствую, однако данный стиль показался мне некоторым «перебором».
Пять «комнат» от пола до потолка заполненных человеческими костями, рассортированными по анатомическим признакам, люстры из черепов, узоры в стиле «барокко» из ребер, позвонков и таза.
Особое настроение также формируют скелеты усопших капуцинов, одетых в традиционную монашескую одежду.
Посыл конечно понятен, мысль формирует верную и бесспорно полезную, а ценности корректирует филигранно, словно напильником. «Бренность бытия», «Memento mori» и «Смерть как советчик» в одном флаконе, как говорится. Но тем не менее, какая то часть моей личности полагает, что заказчик дизайн-проекта и исполнитель были малость не в себе. Самую капельку. Просто едва заметная нанонеадакватность.
Так что все, что угодно можно сказать о церкви, но равнодушным она меня не оставила. Находится она рядом с площадью Барберини, если на фонтан Тритона смотреть, то на заднем плане ее как раз видно.
Слабое подобие применения человеческих останков в дизайне мы видели в монастыре святого Франциска в столице Перу, городе Лима.
После мрачных подвалов с жуткими инсталляциями, наполненные солнцем улицы Рима кажутся еще чудеснее. Как прекрасно, что мы еще живы и можем наслаждаться простыми человеческими радостями.
Настала очередь последнего места в списке сегодняшнего дня. Это Пантеон — храм всех богов, памятник архитектуры периода расцвета Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане. Издалека видна надпись на фронтоне : «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это).
Пантеон это одно из немногих древних сооружений, которое не было разрушено или разобрано на стройматериалы. Микеланджело, назвавший его «ангельским, а не человеческим творением», изучал большой купол Пантеона перед началом работы над собором Святого Петра. Пантеон занесен в список ЮНЕСКО как «Исторический центр Рима», а еще в нем похоронены такие известные личности как Рафаэль, Бальдасар, Виньола, король Эммануил II, король Умберто I и королева Маргарита.
Пантеон представляет собой идеальную сферу 43м в ширину и 43 м в высоту, признанную эталоном цилиндрической архитектуры и концепции пространства. Огромный купол, вес которого составляет около 4,5 тыс. тонн, является идеальной полусферой из бетона, опирающейся на прочную кирпично-бетонную кольцевую стену. Для облегчения сооружения, толщина несущих стен поэтапно уменьшается от основания до вершины купола с 7,5 м до 1,2 м. Мы проходим внутрь через ворота высотой семь метров.
Центр храма большой круглый зал, символизирующий несокрушимость Римской империи, посетители должны были чувствовали себя там как в центре вселенной. Единственный источник света — широкое незастекленное отверстие вверху диаметром 9 м — символ небесного всевидящего ока. В течение дня проникающий луч солнца поочередно освещал установленные в нишах статуи семи римских богов — Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Было и более практичное применение окна: в центре зала приносили в жертву животных, сжигая на костре, дым от которого выходил через отверстие в крыше.
Когда в IV веке на смену язычеству пришло христианство, Пантеон, как и большинство храмов других храмов, был закрыт. Но спустя полвека вышло постановление о приспособлении языческих храмов под светские здания, поэтому некоторые из них сохранились. В 609 году Пантеон снова освятили как храм в честь Девы Марии и всех мучеников. По сей день это потрясающее древнеримское сооружение выполняет функции христианской церкви. Вдохновленные мы выходим на свет божий к стоящему напротив обелиску.
Прекрасное завершение незабываемой поездки. Теперь с чувством выполненного долга можно возвращаться домой.
До встречи в новой стране, навеки ваши,
Глеб и
Валерий.
ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ:
— «Уста истины» ( «la Bocca della Verita») находятся в Церкови Санта-Мария-ин-Космедин , расположена на piazza della Bocca della Verita между Тибром и Цирком Максимус, ( туда можно дойти пешком). Ориентиром могут служить расположенные напротив два храма: хорошо заметный Храмом Весты (Tempio di Vesta) с круглым портиком и колоннами, и прямоугольный – Храм Фортуны Вирилис (Tempio della Fortuna Virile – Храм Мужской удачи. Церковь открыта ежедневно, 9.00-13.00 и 15.00-18.00.
— Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро — Barberini.