Главная » Последние записи » Израиль: Иерусалим (продолжение).
Последние записи Тайны мира

Израиль: Иерусалим (продолжение).

Храм гроба Господня это конечно воплощенная история. И не только религии, но и вообще древнего мира.

DSC_7586

Нет никаких свидетельств, письменных или археологических, что место погребения Спасителя находилось именно там или что во времена апостолов оно как-то особенно почиталось. Нет указаний и на то, что какими-то определенными сведениями об этом обладала в IV в. и христианская церковь. При императоре Адриане Иерусалим был разрушен и сложно было восстановить события давно минувших дней. Однако Елеонская пещера к востоку от Иерусалима и Святую Церковь Господню на холме, лежащем к западу от него, были места особо почитаемые и христианами. Искусственная пещера, расположенная примерно в 100 м к югу от холма, действительно могла быть погребальным склепом. Она была объектом паломничества, хотя нигде определенно не сказано, что это место погребения Иисуса. Понятно, что в эпоху заката Рима материальные оплоты новой веры были нужны как воздух, так что для пользы дела не грех было и назначить какое-нибудь место гробницей Иисуса.

DSC_7760

В Иерусалиме есть и альтернативная могила, это протестанская святыня — ее называют садовой могилой. Я уже писал, что эксклюзивные права на первую Голгофу заявили шесть церквей, протестантам доли не досталось (забавно, что при этом ключами от Храма Гроба Господня традиционно владеет мусульманская иерусалимская семья, представитель которой, Ваджих Нусейбе, ежедневно дежурит у ворот). Очевидно, что подобная тема приносит немалый профит, упустить его было бы досадной оплошностью, поэтому протестанты запилили свою святыню с Голгофой и приделом ангела. Называется она Садовая могила (The Garden tomb). Определение этого места как Голгофы — горы, на которой распяли Иисуса принадлежит английскому офицеру генералу Чарльзу Гордону, который рассмотрел  со стены Старого города неподалеку от Шхемских ворот скалу, расположение пещер на которой напоминало человеческое лицо (или череп с глазницами). Произошло это в 1882 году и с тех пор английская и протестантские традиции считают, что Голгофа находилась именно здесь. Сторонники этой традиции утверждают, что именно здесь было место для публичных казней жителей Иерусалима, и поэтому именно оно выбрано римлянами для распятия. Как указано в Новом Завете, казнь происходила вне городских стен Иерусалима, что противоречит общепринятой версии храма Гроба Господня в христианском квартале Старого Города. Кроме того, по утверждению евангелия от Иоанна (19:41), на том месте, где распяли Иисуса был сад. В христианском квартале такового не было, а здесь найдены остатки водных цистерн для поливки, остатки маслодавилен и масличных деревьев, а также винные прессы, найденные в 1924 году. Именно отсюда и пошло название данной версии как «садовая могила».

Но! В отношении захоронения Иисуса существуют куда более экстравагантные версии:

1) Иисус похоронен в индийском штате Кашмир, в местечке Шринагар, в склепе под названием Рауза Бал, что означает «могила пророка» ( Холгер Керстен написал книгу «Иисус жил в Индии», собравшей воедино множество легенд о пребывании Христа в Индии).

2) Иисус похоронен в Аркадии (Аркадия — это средняя часть греческого полуострова Пелопоннес). Основой для этой легенды послужили две картины французского художника Никола Пуссена (1594-1665), написанные под общим названием Et in Arcadia ego и уже давно вызывавшие удивление у искусствоведов.

3) Иисус похоронен в иерусалимском районе Восточный Талпиот, где обнаружили склеп с 10 известковыми гробами. На шести из них были надписи: «Мария», «Матфей», «Иешуа, сын Иосифа», «Мария», «Иофа» и «Иуда, сын Иешуа». В еще одном гробу находились останки женщины по имени Мария Магдалина. Версия принадлежит САМОМУ Джеймсу Кэмерону, который даже снял об этом фильм «Потерянная могила Иисуса».

4) Иисус похоронен в Турции.  Гора Голгофа под евангельским ИЕРУСАЛИМОМ — это гора БЕЙКОС под Стамбулом. Это версия Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко которые утверждали, что Христос, скорее всего, был распят в XII веке на окраине Царь-Града и что в XVII-XVIII веках ошибочно отождествили Иерусалим с небольшим палестинским селением Эль-Кудс.

5) И пожалуй чемпион по оригинальности версия о том, что Иисус похоронен внезапно в Японии, в деревне Синго, что на севере страны, Там любой крестьянин вам скажет, что Христос прибыл в Японию в возрасте 21 года и выучил японский, прежде чем вернуться в Иудею 12 лет спустя для выполнения своей миссии. По версии обитателей деревни Синго, вместо Христа на кресте был распят его брат, а Христос смог свободно вернуться в Японию. Вернувшись, он полюбил местную девушку Миуко, с которой создал семью и прожил счастливо среди рисовых полей до 106 лет. Утверждается, что в 1935 году в Японии был обнаружен документ на древнеяпонском языке, якобы излагающий последнюю волю Христа. Предположительно, в этом документе сообщается о Синго как о месте захоронения Иисуса.

Но так или иначе, Храм Гроба Господня место исключительное. Одни крестовые походы чего стоят! С 1095 года Папы вдохновляли людей идти в землю обетованную, которая была захвачена турками. Крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Всем кто отправится в поход, обещалось отпущение грехов, а всякому погибшему на поле брани — место в раю. Здесь зародились ордена тамплиеров и госпитальеров, здесь сражались такие знаменитые воины как Ричард-Львиное сердце, Фридрих Барбаросса, Салах-ад-Дин, здесь папа Иннокентий III отлучил от церкви коварных венецианцев, которые во время 4 похода, «решили под шумок» разгромить главного торгового конкурента — венгерский город Задар, а потом еще и Константинополь и грабили его целых три дня… А крестовый поход детей, когда 30 000 подростков возглавляемые десятилетним Николосом, убежденных, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия и почти поголовно погибших не дойдя даже до Генуи (к стати, именно эти события легли в основу легенды о крысолове из Гаммельна). Восемь походов, а Палестина так и осталась в собственности турок. Вот эти кресты на стенах храма, нарисованы участниками тех самых походах.

DSC_7594

В Иерусалиме почти нечего смотреть с эстетической точки зрения (сколько раз его сравнивали с землей…), но история этих земель!!!! Это что-то!!! Еще немного о храме гроба господа. Именно здесь в канун Пасхи — главного христианского праздника, каждый год происходит чудо — схождения Благодатного огня. Все псевдохристиане мира пытаются увидеть в этом таинстве чудо. Но написано: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел». (Матф.16:1-12). Враги православия пытаются шельмовать священнослужителей проводящей эту церемонию, обвиняя их во лжи. Но еще профессор Ленинградской Духовной академии Н. Д. Успенский посвятил критике представлений о чудесном схождении Благодатного огня и истории их возникновения: «Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом тёмных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось – совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы«. Конечно этот огонь символический и возгорается с помощью технических средств, а не сходит с небес, но ведь никто не обвиняет в обмане администрацию Олимпийского комитета, что огонь в факеле совсем не тот, что Прометей отобрал у Зевса и подарил людям.

DSC_7576

Теперь немного о нехристианских святынях. Главная святыня Иудеев — останки храма Соломона или как еще ее называют «стена плача». Согласно Торе, Давид купил у иевусита Аравны гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию. Согласно Библии, это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака. Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана, оставил эту миссию своему сыну Соломону. Только в Храме можно было совершать жертвоприношения, кроме этого три раза в год: на Песах, Шавуот и Суккот здесь собирался весь народ, хранились  высшие национальные святыни, Ковчега Завета, и свитков Торы, заседал Высший Суд — Синедрион. Именно этот храм породил такое явление как масонство и является его центральным символом.  Согласно еврейской традиции, Храм будет восстановлен с приходом Мессии (антихриста в христианской традиции) на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, и станет духовным центром для мирового правительства. Сейчас от храма осталась лишь  южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода Мессии. К этим руинам и приходят верующие иудеи проводить свои обряды и изучать тору.

DSC_7657

Первый храм был построен Соломоном.  А когда царь Седекия объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н. э. захватили Иерусалим вновь и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.

Позже, в 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий разрешил евреям вернуться и восстановить храм. Через семьдесят лет после разрушения храм восстановили, но вскоре наступила эпоха правления Александра Македонского. При греках, чуть позже при сирийцах храм не разрушался, даже Когда римляне заняли Иерусалим в 63 году до н.э., Помпей фактически оставил храм целым и чуть вредимым. Потом царь Ирод отреставрировал его: «Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел.» — писал Иосиф Флавий.  Ко времени, когда, согласно Евангелиям, в Храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет, но просуществовал он не долго, всего 6 лет. Уже в 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен, храмовая гора распахана, убито было около 1 100 000 человек, оставшиеся в живых рассеяли по свету. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона — для простого совпадения слишком невероятно. В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвящённое Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка Диона Кассия это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание, которое закончилось принесло короткую победу, но позже безжалостно подавлено. Так что можно представить, какое значение храм имеет для евреев.

DSC_7676

Здесь всегда много народа, причем мужчины и женщины молятся около разных участков стены. Тут же обучают детей Торе, обсуждают какие важные дела.

DSC_7669

DSC_7707

Ультраортодоксальные евреи (хасиды) носят даже в жуткую жару шапки из меха соболя или куницы которые называются «штреймель», это парадно выходной головной убор, недешевый, кстати.

DSC_7668

Одежда ортодоксальных евреев очень привлекает внимание, я думаю за двести лет она практически не изменилась. Рассказывают, как однажды как какой-то просвещенец пришел к раби Шолому Рокаху из Белза и ехидно спрашивает: — Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам? ( Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!)
Ребе отвечает: — Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.

DSC_7856

Головной убор обязателен, это или кипа, или шапка или шляпа. Шляпа указывает, что ее хозяин скорее всего представитель любвического хабада.

DSC_7697

Кроме головного убора обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.

А вот иудей готовиться к специальной молитве. Для этого он надевает на руки и голову специальную коробочку со свитками-отрывками из торы — тфилин.

DSC_7839

Наложение тфилин на руку должно влиять на сердце и руку, «чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего», а головных — на мозг, «чтобы подчинить мысли служению Всевышнему».

DSC_7842

В расщелинах стены визитеры оставляют записки с просьбами, адресованными к богу.

DSC_7867

В основном, конечно иудеи около стены изучают тору.

DSC_7866

DSC_7848

DSC_7860

DSC_7870

А вот и тот самый плач — иудей бьется грудью о стену и громко плачет.

DSC_7849

Еще одна Иерусалимская мега-святыня — гора Сион с находящейся там могилой царя Давида. Весь холм, ныне называемый и почитаемый как Сион – и сегодня для исследователей нераскрытая и следовательно не раскопанная загадка. Скорее всего, история горы Сион, — превращения и перемещения Сиона как символа и как святого места, связано с определенным моментом истории Иерусалима, когда носители прежней традиции были уничтожены и изгнаны из Иерусалима, а приверженцы новой традиции должны были обрести свои святые места. Но тем не менее в помещении стоит стоит саркофаг.

DSC_7802

и к нему в молитвах припадают верующие.

DSC_7804

По христианской же традиции, в этом месте проходила тайная вечеря, теперь тут часовня.

DSC_7798

Самая сложнодоступная часть Иерусалима, по понятным причинам, это мусульманская. Ко всем проходам ведущим в арабский квартал дежурят вооруженные солдаты, которые не пускают никого, кроме верующих в Аллаха и пророка Магомеда. Более того, с февраля 2014 года израильские власти разрешили вход в мечеть для совершения пятничной молитвы только мужчинам старше 50 лет, что вызвало крайнее недовольство в Иордании. Данный запрет должен был сократить число столкновений между палестинской молодежью и израильскими праворадикальными группировками, пытавшимися прорваться на Храмовую гору и водрузить над мечетью израильский флаг.

DSC_7834

С туристическими целями пройти можно лишь в одни ворота, расположенные у стены плача, причем ровно в 13:30.

DSC_7873

В мусульманской части Иерусалима расположены Мечеть аль-Акса, которая является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине и  исламское святилище над камнем основания на Храмовой горе, которое называется Купол над скалой. Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть халифа Умара — Аль-Акса два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс Харам аль-Шариф.

DSC_7823

На фото ниже мечеть Аль-Акса. Когда крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, они использовали мечеть как дворец и церковь, но когда войска Салах-ад-Дина вернули ее, она снова стала мечетью.  Во времена крестоносцев именно тут была штаб-квартира ордена Тамплиеров.

DSC_7822

DSC_7829

А вот этот золотой купол это и есть Купол на скале. Его главная реликвия это камень Основания, (или, как его еще называют, Краеуго́льный камень) скала на Храмовой горе, над которой располагалась Святая святых Иерусалимского храма. Считается краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира. Также на этом камне во время первого храма стоял Ковчег завета и именно отсюда по мнению мусульманских богословов вознесся на небеса пророк Мухамед.

DSC_7875

Ну вот, на этом я пожалуй закончу этот бесконечный пост. Хотя я рассказал всего о четырех достопримечательностях Иерусалима, их в вечном городе гораздо больше.

DSC_7645

Глядя на эти дороги мощеные потрескавшимися плитами вспоминаю Булгакова: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях». Сколько раз он был стерт с лица земли и сколько раз возрождался, сколько загадок хранит и какие события случаться тут в будущем. Непостижимый, загадочный город…

DSC_7793

DSC_7559

Непостижимые, загадочные люди…

DSC_7542

DSC_7753

Ну, а мы прощаемся с вами, навеки ваши

DSC_7774

Валерий и Глеб.

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ:

— Садовая могила, она же протестантская или английская Голгофа находится напротив Шхемских ворот Старого Города* в арабском квартале Шейх Джарах через забор от доминиканского монастыря Сент-Этьен на улице имени известного иерусалимского архитектора Конрада Шика.

О авторе

Савченко Валерий

Савченко Валерий

Оставить коментарий

*