Не могу сказать, что в Израиле я ожидал увидеть что-то из ряда вон выходящее.
Средиземноморье я объездил начиная c прекрасных берегов Испании и Франции и заканчивая суровыми марроканскими землями. Греция, Кипр, Турция, Египет похожи как две капли — ласковое море, выжженные солнцем берега. Но посетить Израиль конечно же имело смысл совершенно не из-за моря или городских достопримечательностей, но из-за культуры и истории.
Наиболее бюджетным и удобным вариантом перелета оказался рейс Air Jordan через Амман. В столицу Иордании самолет прибывал в ночь и я поначалу принялся изучать подходящие варианты для ночлега, но затем вспомнил о замечательном правиле международных авиакомпаний. Для тех, кто не в курсе могу поделиться: если летишь транзитом пользуясь услугами одного перевозчика и останавливаешься в месте пересадки более чем на 8 часов, авиакомпания как правило предоставляет не только бесплатное размещение в отеле при аэропорте, но и еще обеспечивает безвозмездный переход границы и халявное питание. От Аммана до Тель-Авива лететь минут сорок, поэтому получалось, что в Израиль мы прилетим сэкономив на гостинице и ужине, то есть совершенно по еврейски, как и полагается.
Такой символичный перелет придал нашей внешности, что то такое родное и близкое, что пограничник широко улыбнувшись моментально выдал нам визовый талончик и широко распахнул «калитку» даже не догадываясь что мы вовсе даже и необрезаны. Маскировка все таки великое дело! Один шаг и мы на земле обетованной. Поразмышляв несколько минут, остаться ли мне в Тель-Авиве или же сразу махнуть в Иерусалим, я после недолгих колебаний остановился на последнем варианте. Брать такси было естественно некошерно расточительно, посему мы поперлись на маршрутку. Это весьма удобно, так как доставляет водитель прямо до отеля, а стоит проезд 12 долларов на пассажира. Пока маршрутка наполнялась, я по бесплатному wi-fi успел забронировать в Иерусалиме отель. От Тель-Авива до вечного города чуть более 100 километров и проехали их мы весьма бодро и без особых неудобств.
Отель в целом удовлетворил наши в общем то незамысловатые «хотелки» — кондиционер дул свежестью, горячая вода из кранов текла, роутер выдавал приемлемое количество бит в секунду, кровати не скрипели, белье сияло белизной, короче рай для путешественника. На улице же адски пылает солнце, бродят личности неясной национальности, и по арабски уныло.
Иерусалим условно состоит из двух частей. Первая — старая, библейская часть, окруженная крепостной стеной, известная уже за пару тысяч лет до нашей эры в египетских хрониках как Рушалаим, а в пятикнижье Моисея как Шалем. Вторая современная, появилась в 50-60 гг. XIX в. — переломный период в истории Иерусалима. Сюда понаехало множество евреев из Европы, и древний город становится для них маловат. Английский еврей, банкир сэр Мозес Монтефиори покупает у турок участок земли к западу от Старого города и строит там квартал Мишкенот-Шаананим, а рядом с ним — мельницу, которая должна была дать пропитание жителям этого квартала. Так, к западу от крепостной стены вырастает новый еврейский город.
История Иерусалима, одного из самых древних городов на Земле богата легендарными преданиями, бесчисленными кровопролитными войнами и действительно впечатляет. Мы входим на историческую часть, я активирую закаченную заблаговременно карту на своем смартфоне. Устройство показывает треть города — на карте Израиля посредине белое пространство. Садимся в первом попавшемся кафе, я залезаю в интернет устранить досадный конфликт и к своему стыду обнаруживаю ряд серьезных политико-исторических пробелов и в своем мозгу. Выяснилось следующее:
В результате Арабо-израильской войны (1947—1949) Иерусалим был разделен между Израилем (западная часть города) и Трансиорданией (восточная его часть) «Резолюцией о разделе Палестины» Генеральной Ассамблеи ООН. 5 декабря 1949 года Израиль объявил Иерусалим своей столицей разместив там парламент и государственные учреждения. В 1948—1967 годах этот статус распространялся только на западную часть города. В апреле 1950 года Трансиордания также объявила Иерусалим своей второй столицей. Потом случилась известная всем Шестидневная война, в результате которой в 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом. ООН и значительная часть международного сообщества официально не признаёт аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним и призывает Израиль вывести свои войска с территорий, 22 июля 1980 года шестая Конференция руководителей неприсоединившихся стран приняло решение, заявив, в частности, что «Город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет». Согласно резолюции 51/27 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1996 года, «решение Израиля навязать Священному городу Иерусалиму свои законы, юрисдикцию и администрацию является незаконным и, следовательно, недействительным и не имеет никакой юридической силы». Десятая специальная чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая в 2004 году, подтвердила, что «все меры, принятые Израилем, оккупирующей державой, которые изменили или имели своей целью изменить характер, правовой статус и демографический состав Иерусалима, по-прежнему не имеют никакой юридической силы». Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 58/292 подтвердила, что палестинский народ имеет право на суверенитет над Восточным Иерусалимом.
Израиль оспаривает тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права, настаивая на юридическом термине «спорная территория». В качестве основных аргументов в пользу этой позиции приводятся историческое право еврейского народа на землю Израиля. Команда экспертов, собранная тогдашним израильским Премьер-министром Эхудом Бараком в 2000 г., пришла к выводу, что город все же должен быть разделён, т.к. Израилю не удалось достичь там ни одной из своих национальных целей, но в 2014 г. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху сказал, что «Иерусалим никогда не будет разделён», однако США почему то не спешат накладывать на Израиль санкции, что не может не казаться странным в свете последних политических событий.
Так что и Израиль, и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной, поэтому Google maps и не показали Палестину в состав национальной карты Израиля, пришлось докачивать. Сейчас Иерусалим условно разделен на четыре части принадлежащих христианам, мусульманам, евреям и внезапно армянской церкви. Армянские, еврейские и христианские части выглядят вполне цивилизовано, на улицах чисто.
Арабская часть представляет собой сплошной базар, где продается все на свете. Самое лучшее, безусловно это свежевыжатые соки, в особенности гранатовый.
Палестино-Израильский конфликт чувствуется по толпам солдат, увешенных оружием. Мы, хоть даже отдаленно не напоминаем арабов, вызываем подозрение у военной девушки (справа на фото), хотя, наверное она уловила мои мысленные размышления о том, какие на ней надеты трусики.
За время нашего пребывания в Иерусалиме случился как минимум один терракт, в результате которого был застрелен злоумышленник, я об этом узнал из местных новостных лент. Так что патрулирование улиц святого города это ответственная работа, поэтому стражи всегда в боевой готовности.
На христианской части Иерусалима находятся важнейшие святыни — крестный путь и Храм Гроба Господня. Называется дорога, которой Иисус шел на Голгофу VIA DOLOROSA.
Виа Долороса начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана ( Львиных ворот ) — это место, где Иисус был приговорен к казни Иудейским прокуратором Пилатом Понтийским и имеет четырнадцать символичных точек.
Первая и вторая точки находятся на территории башни Антония, здесь находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми. В настоящее время от башни Антония ничего не осталось и на ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона.
В его дворе находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом где Христос был признан виновным. Плиты пола сохранились с тех времен.
«Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;
и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;
итак, наказав Его, отпущу.
А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.
20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
21 Но они кричали: распни, распни Его!
22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
24 И Пилат решил быть по прошению их,
25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю» (МФ.13-25).
На месте часовни на фото ниже, Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест.
И выйдя из преториума пошел вот этой дорогой. Метров через пятьсот следующая точка — Третья остановка Крестного пути — место первого падения Иисуса. Это место отмечено небольшой католической часовней, построенной на деньги польских солдат после Второй мировой войны.
Если пройти чуть дальше по улице Виа Долороса, то мы подходим к четвертой остановке — встреча с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. На углу улицы Виа Долороса и Эль-Вад — пятая остановка Крестного пути. В этом месте римские солдаты, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней. Шестая точка Скорбного пути — встреча с Вероникой. Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники. Седьмая остановка — второе падение Иисуса.
Дальше улица Виа Долороса пересекается с шумной базарной улицей Сукхан эз Зайн. Место, где Иисус упал во второй раз, отмечено остатком колонны, а рядом располагается францисканская часовня.
Традиция определяет, что выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию. В результате раскопок были обнаружены плиты Порога Судных Врат. Восьмая точка Виа Долороса, связана с обращением Иисуса Христа к дочерям Иерусалимским.
За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его : Иисус же, обратившись к ним, сказал: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! 30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (МФ 29-31), тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA.
Девятая точка — место третьего падения Христа.
У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу.
Все последующие места «страстного пути» находятся в главном христианском храме.
Десятая точка — снятие одежд. На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий и, сидя, стерегли Его там». (МФ 31).
Немного отвлекусь, видите на втором ярусе храма деревянную лестницу? Это важный символ разрешения межконфессиональных разногласий в христианстве. Она опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Нахождение лестницы на своём месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом (Католическая, Греческая православная, Армянская апостольская, Сирийская православная, Эфиопская православная и Коптская православная церковь), — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий. Есть старинная гравюра 1834 года, на ней эта лестница уже изображена, а когда она появилась тут никто точно не знает.
Продолжу рассказ о страстном пути. Одиннадцатая точка — прибитие к кресту.
Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.
Двенадцатая точка — смерть на кресте. Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.
Тринадцатая точка — снятие с креста.
Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.
Четырнадцатая остановка — положение во гроб.
Над Гробом Господним установлена небольшая часовня, вокруг которой, наверное, всегда очередь из верующих, стремящихся попасть внутрь.
Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.
Это часовня называется Кувуклия. Внутри имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела — место где Марии Магдалине явился ангел.
«1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
10 Итак ученики опять возвратились к себе.
11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.»
Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV в. по указанию императора Константина. В 326 г. его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий:
«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».
Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм:
«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».
— Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36
По приказу Константина насыпь храма была срыта и
«вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».
К 335 г. над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Букв получилось катастрофически много, но на то он и Иерусалим — вечный город, однако пост прерываю, вторая часть is coming…