Для посещения Запретного города я выделяю целый день. Хотя, если есть желание обойти его весь спокойно, наслаждаясь каждым местом, дня мало. Открывается для осмотра он в 10:00 и работает до 17:00, но на самом деле все начинает закрываться в 16:00, потому что посетителей очень много — ни в одном месте я не видел столько народа. Сопоставить можно только Ватикан. К сожалению день выдался дождливый — пришлось мокнуть, пропустить изучение дворца я не мог.
Запретным этот город называется потому что никто без позволения императора не мог проникнуть за его стены. По своему статусу он равен нашему Московскому Кремлю. Здесь в течении почти 500 лет сменили трон 24 правителя. В настоящее время его называют Гугун, что переводится как Дворец Прежних Правителей. Название мест дворца звучат как музыка и от этого еще сильнее хочется там побывать. Вслушайтесь, Ворота Высшей Гармонии, Зал Литературной Славы, Павильон Литературных Источников, Зал Военной Доблести, Зал Высшей Гармонии, Зал Центральной Гармонии,
Зал Сохраненной Гармонии, Ворота Небесной Чистоты, Дворец Небесной Чистоты, Зал Единения и Мира, Дворец Земного Спокойствия, Шесть Западных Дворцов, Зал Духовного Развития. Есть правда еще Зал воздержания, но я туда не пошел… Время не хватило просто, так то я очень воздержанный. Прохожу я к пяти мостам Золотой Воды, дождь льет и холодно. Замечаю среди толпы монаха, одетого в традиционную накидку.
Ему, кажется вполне комфортно. Вот что значит сила духа!
Проходим первые ворота и попадаем на площадь с каналом. Пять мостов символизируют пять добродетелей проповедуемых Конфуцием : доброжелательность, справедливость, традиции, рассудительность и преданность. Во дворце вообще, куда не кинь взгляд, везде символ на символе сидит и символом погоняет. Вот например, желтая черепица на крыше.
Думаете, что, у поставщиков других расцветок не было? Не угадали! Желтый — символ императорской власти! А видите маленькие фигурки? Их число определяет ранг здания. Максимальное возможное число — девять. Но для Зала Высшей Гармонии было сделано исключение — фигурок 11. При строительстве крыш дворцов применяли большие деревянные гвозди, чтобы предотвратить скатывание черепицы, но затем их заменили на специальные керамические плитки, которые позже стали делать в виде мифических животных : дракон, феникс, лев, морской конек, небесный конь, рыба яюй, суаньни, сечжи, морской бык доню и синши. Дракон и феникс символизируют верховную власть. Небесный конь и морской конек — императорский престиж и мораль. Морской бык доню и рыба яюй — сказочные морские существа, которые могут нагнать облака и дождь и предотвратить пожары. Лев — царь зверей на землях за пределами Китая. Суаньни — смесь тигра и леопарда, символизирует единство страны и все животные должны подчиняться ему. Сечжи — может отличить добро от зла и потому считается символом безупречности и справедливости императорской семьи. Синши — символ славы и покровительства, престижа и мудрости, а также означает покорение духа зла и освобождения от бедствий.
А вот, этого журавля думаете поставили из любви императора к орнитологии?
Опять мимо! Символ долголетия! Так же как и вот эта черепаха.
Хотя нет. Не все символы. Вот эти чаны служили как огнетушители . В них хранили воду для противопожарной обороны. И вот это тоже не символ, а совершенно конкретные солнечные часы. Хотя и очень искусно сделанные. Дизайнеры интерьеров были в древнем Китае не чета креативщикам из Икеи.
Восхищение вызывают мраморные ступени во дворце и мраморные панно с изображением священных животных: драконов и фениксов.
Но особенно примечательна вот эта, в длину 16.75 метров, в ширину 3.07 метров, его толщина 1.7 метров и весит более 200 тонн. Плита с резьбой позади Зала Сохраненной Гармонии получила название Большая Каменная Резьба. На ней изображено девять драконов парящих в облаках между холмами. Когда император посещал Зал Сохраненной Гармонии, его паланкин проносился над этой резьбой. Никому более не было позволено прикасаться к ней.
Мраморную плиту для Большой Каменной Резьбы доставили во дворец из района Фаншань, находящийся в 70 километрах к юго-западу от дворца, при чем водного пути к нему не было. В соответствии с историческими записями холодной зимой специально для этой плиты пришлось заливать дорогу на расстоянии 50 километров, для чего были вырыты колодцы через каждые 500 метров. Даже когда дорога замерзла и тащить огромный камень стало легче, все равно понадобилось 20,000 человек и 1000 мулов и лошадей для его перемещения. Транспортировка этой плиты заняла 28 дней. Просто удивительно, на что способен человеческий гений, когда ему угрожает четвертование!
В Запретном городе 9 999 с половиной комнат (в Китае пространство между четырьмя столбами считается комнатой), больше нельзя, потому как святотатство. Только у Небесного Императора (бога, по нашему) в Заоблачном дворце 10 000. Поэтому земной император рамсы не путал и разными частями тела мерится не пытался, безоговорочно признавая крутизну высших сил — на пол комнаты больше.
Впрочем, злые языки утверждают, что их и вовсе 8 879, никто типа не думал, что будут считать. Может это был первый (но уж точно не последний) в истории случай, когда генподрядчик пытался кинуть Заказчика.
Тронная комната охраняется львами, имеющими способность отпугивать злых духов.
Вот этот Императорский трон, вырезанный из сандалового дерева, находится в Зале высшей гармонии. В нем более 13 000 изображений дракона, т.к. дракон это инкарнация императора. Один из них находится прямо над троном под потолком. Он держит в своей пасти на цепи зеркальную сферу, известную как Зеркало Сюаньюань. Верили, что зеркало способно распознать законного наследника императора — она должна упасть вниз на голову самозванца, если тот попытается взойти на трон. А этот трон в Зале Центральной Гармонии попроще, тут правитель готовил ритуалы посвященные земледелию.
Император был надежно защищен не только от злых сил. Например, чтобы убийца не смог проникнуть во дворец через подкоп, строители уложили каменные плиты в 15 слоев особым способом — семь слоев по длине и восемь слоев по ширине, причем они перекрывают друг друга. Если император умирал, его гроб с останками выставлялся на обозрение как доказательство, что он умер своей смертью. И что бы злоумышленники не воспользовались смертью для захвата трона была создана система утверждения будущего императора. Для этого правящий император писал два одинаковых завещания, одно из которых прятал у себя, а другое клал в специально охраняемый ящик. После его смерти две копии завещания сравнивались, что бы установить их подлинность и объявлялся законный наследник. Очевидно, что быть императором в Китае было очень круто, но если кто-нибудь из слушателей еще сомневается в этом и колеблется в решении принять трон или отвергнуть, то я покажу сад, в котором эти полубоги отдыхали.
С 1420 года он почти не изменился. Тут надо обращать внимание на каждую мелочь. Например, мозаики под ногами на дорожках, выложенные маленькими цветными камешками, изображающие людей, цветы, пейзажи и различные сценки. Таких картинок в саду более 900.
А есть и целые панно.
Очень красивый пруд с лилиями и разноцветными карпами.
В саду множество композиций из камня. А названия какие! Сплошная лирика. Вот например Павильон тысячи осеней. Ну и остальные приятные мелочи.
Ну если Вас и это не убедило, то пойдемте дальше.
В этом месте жили наложницы императоров. В старые, добрые времена императоры всегда имели большой гарем. В Книги Ритуалов есть заметка : «Сын Небес династии Чжоу (11 столетие до н.э. — 221 до н.э.) имел три императрицы, девять наложниц первого ранга, 27 наложниц второго ранга и 81 наложницу низших рангов». При династиях Хань (206 до н.э. — 220) и Тань (618 — 907) в гареме было 9000 женщин, а при императоре Сюаньцзуне династии Тань их число достигло 40,000. В конце династии Мин число женщин в императорском гареме составляло около 9000. Так что кто бы чего не говорил, но женщин много не бывает!!! Во дворике изображения животных, которые поясняли неразумным женщинам, что правитель — сын дракона,
а не олень, которому нужно помочь отрастить рога (ИМХО:)).
Хотя даже самые неразумные могли общаться лишь с евнухами.
Если и сейчас в Вас не пробудилось желание сесть на трон, то показывать сокровища, хранящиеся в музее, будет уже лишним. Но все равно, покажу!
«Напоминаем, что Вы добровольно отказались от титула Властелина Вселенной , поэтому попрощайтесь с красотой дворца и
и валите в свой Екатеринбург» — аудиогид пискнул и моргнув на прощание лампочками замолчал. Я вытащил наушник из уха и задумался. Удобная, кстати, штука — толщиной миллиметра 3, а в ней на 24 языках аудиосопровождения. Да еще карта комплекса со светодиодами и встроенным GPS-навигатором, который автоматически определяет координаты туриста, дает ему миганием диодика понять местонахождение на карте и начинает предлагать стать императором, расхваливая условия жизни и привилегии. Вот посмотрите девайс — на шее у меня висит.
А что отказался — не жалею: у меня хоть и не 9999 комнат, а всего 3, зато мне не надо прятаться от наемных убийц. Хотя, опять же, гарем из 40 000 наложниц… Где ж они у меня в трех комнатах поместятся? Вот же гад этот аудиогид, знал куда метит. В самую больную точку попал! Может не поздно еще передумать, а? Вы как считаете?
2 Комментарии