Анкор Тхом, который занимает площадь в 200 км²; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 000 км², а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи. Обойти его за два дня нереально. Поэтому я осмотрел только несколько самых известных мест. В город мы въехали через южные ворота, наиболее отреставрированные и в связи с этим наиболее популярные.
Слева от входа 54 бога, справа — 54 демона. Город находился под покровительством священного числа защитников — 108. Демоны (Асуры), подчиненные королевской власти, отпугивали врагов. Вместе они держат многоголового змея — кхмерский символ радуги, моста между землей и небесами.
На огромной территории сохранились руины каменных сооружений, дома сделанные из дерева не прошли проверку временем и давно истлели. По пути попадаются останки древних зданий. Сколько их тут, мне кажется доподлинно не знает никто. По официальной версии для европейцев это место открыл французский натуралист Анри Муо, в прошлом преподаватель греческого в российской военной академии Санкт-Петербурга. Что он конкретно открыл – вопрос спорный, но произошло это случайно. Заплутал он в джунглях, заболел малярией и вдруг раз… смотрит, а перед ним заброшенный город. Разве это не счастливое стечение обстоятельств? Представьте себе, бредете Вы усталый по джунглям, отбиваясь от комаров и изнывая от жары. Проклинаете МТС за отсутствие сервиса, а на Вашем навигаторе ни одной JPRS – засечки. И вдруг заброшенный город. В пустых магазинах на полках пылится Martel XO, а этикетки на банках с черной икрой чуть выцвели. Ну, что не обрадовались бы. Хотя конечно, еще лучше открыть город с заброшенными девчонками и… не открывать его ни европейцам ни китайцам. Ну, это все конечно лирическое отступление, а дальше дело было так. Анри был найден монахами, излечен от коварного недуга и вслед за этим он, недолго думая, переквалифицировался в археологи. Обучаться в институте переподготовки в то время было не нужно поэтому процесс переквалификации не занял много времени. А Ангкор Тхом так и остался открытым по сегодняшний день.
Первой после въезда в город шла ТЕРРАСА СЛОНОВ. В этом месте для князей подавали транспортные средство. Какое, вполне понятно из названия.
Также с этого места знать наблюдала за празднествами и церемониями.
Совсем рядом с Террасой Слонов находится сооружение с очень красивыми фресками, но очень странным названием — Терраса Прокаженного Короля.
На верхнем ярусе сооружения размещена копия найденной здесь статуи. Лицо оригинальной статуи покрывали пятна от лишайника, это и послужило темой для столь странного названия.
Как я уже писал, реставрационные работы в Анкоре ведутся под эгидой ЮНЕСКО. Разные страны восстанавливают разные участки города. В этом месте работают французы. Так вот выглядит скульптура льва в изначальном виде:
а так уже полностью отреставрированная:
А вот так, на фоне улыбающихся российских туристов:
Далее я расскажу Вам про два самых удивительных места.
ХРАМ БАЙОН.
Храм состоит из 54 пирамид (по количеству 54 провинций древнего царства???) на которых со всех сторон света изображен лик божества Авалокитешвары (типа высоко сижу, далеко гляжу).
Прототипом для божественного лика был царь Джаяварман VII. Назначение его (кроме разве что назидательного) до сих пор не вполне ясно. В современных офисах, я думаю, надо делать подобные мини алтари с числом башен по количеству департаментов и ликами божественно-генерального директора с серпом в руке. Может это будет новым методом в менеджменте.
Храм занимает четкий геометрический периметр.
Помещения находящиеся внутри двора сильно разрушены.
Барельефы как и в Анкор Ват безупречны.
А вот такие пирамидки я обнаружил в одном затерянном от туристов месте на древней балюстраде. Кто и зачем сложил эти пирамидки, мне так и не удалось выяснить.
Эта загадка не для суетливых европейцев, нам не понятен тысячелетний мистицизм древних обрядов и таинств. Но мне почему то сразу вспомнилось бессмертное произведение Гессе «Игра в бисер». Вот этот монах наверное лучше знает, но нам он этого не скажет.
С 1925 года по настоящее время Байон является буддистским святилищем.
Лики божества, если приглядеться выражают разные эмоции. Может это 216 каких-либо человеческих чувств о которых знали древние мудрецы? Вот тут отчетливо видно улыбку бога.
А вот, мы улыбаемся вместе:
В поисках достоверной информации, в интернете по поисковым словам: Ангкор Ват или Байон нашлось изобилие блогов и туристических сайтов передранных друг у друга. Никакого копирайта – сами проверьте. Какой смысл вести блог, сдувая как на уроке литературы текст у соседей. Вот например самая цитируемая фраза: «В Байоне трудно отделаться от ощущения, что за тобой все время кто-то пристально наблюдает». Конечно, блин, наблюдает. А потом как выскочит и заорет: «Ты конфеты привез? Нет? А нах тогда приперся сюда?»
Монастырь ТА ПРОМ.
Когда я увидел эти руины, мне сразу вспомнилась книга, зачитанная в детстве мною до дыр. Медведь Балу, Багира, маленький мальчик по имени Маугли. «Книга джунглей», Р. Киплинга. Помните, как он нашел затерянный город, сокровища и старую кобру охранявшую их.
«Деревья вросли корнями в стены и высились над ними; зубцы на стенах рухнули и рассыпались в прах; ползучие растения выбились из бойниц и раскинулись по стенам башен висячими косматыми плетями. Большой дворец без крыши стоял на вершине холма».
На начало второго тысячелетия это был просто грандиозный буддистский комплекс. На его территории проживало более 12 000 человек. Храм оказывал поддержку тысячам деревень и монахи лечили людей в окрестных больницах. Построил его Джаяварман VII для своей матери.
Любители приключенческих фильмов вспомнят эти места по фильму: «Tomb raider». Расхитительница гробниц Анжелина Джоли натырила тут всего прилично, но и оставшегося хватило, что бы изумляться и восхищаться этими видами.
Гигантские деревья проросшие сквозь монастырские стены невозможно вырубить без ущерба для конструкций, поэтому было решено оставить все как есть.
Эти деревья называют баньян или бенгальский фикус. Поскольку бенгальский баньян растет в основном в Индии, он имеет несколько названий на санскрите. Они описывают те или иные признаки необычного дерева. Nyagrodha – вниз растущее (за способность спускать вниз корни), vata – двигаться, окружать (за свойство занимать большие территории), bahupada – многоногое. Но встретить исполинские деревья можно не только в Индии, но и в любом тропическом лесу – главное, чтобы хватало тепла и влаги. Один-единственный баньян может образовывать целую рощу, даже небольшой лес, в котором укрывается множество птиц, мелких животных (обезьянок, ящериц, змей), насекомых.
Баньян считается сакральным деревом сразу в двух религиях – в буддизме и индуизме. Как известно, Будда достиг высшей мудрости и обрел просветление, медитирую именно под этим деревом. В индуизме баньян символизирует Мировое дерево, также он связан с Брахманом (Атманом).
Многоногое дерево пользуется любовью не только индусских мудрецов, но и женщин. Поскольку он является символом плодородия и плодовитости. Прожить баньян может несколько сотен лет, есть мнение, что некоторые из них растут даже по нескольку тысяч лет.
Такие долгожители могли образовывать до 1 300 дополнительных стволов, достигать 30 метров в высоту, а крона распростерлась на расстояние до 400 метров. Эти величественные виды как бы символизируют гармонию природы и цивилизации. Невозможно представить себе Та Пром без таких могучих деревьев.
Стены храма украшены фресками.
Мотивы все те же, что и в других храмах, но они выполнены с таким изяществом, что ими не возможно не любоваться.
Стены полуобрушены и во многих местах укреплены деревянными подпорками, так что блуждая в лабиринтах храма нужно соблюдать осторожность.
Изображение Динозавра на стене храма:
Никогда бы не поверил в это, если бы не увидел его сфотографированным мной в Ангкоре. На стене изображен стегозавр — с этим не поспорить. Вместе с ним на барельефе изображены обезьяна, петух и змея. Таким образом получается, что ваятель-творец своими глазами видел доисторическое животное, вымершее за сотню миллионов лет до того, как человек появился на Земле. Может все же официальная хронология некорректна и история развивалась вовсе не так как мы привыкли считать? Вообщем Анкор это потрясающее место, которое не должно оставить равнодушным никого.
Еще не могу не сказать о традиционном искусстве танца. Техника во многом опирается на необычные движения рук, означающие сакральные символы, понятные лишь избранным, а не пацанские распальцовки, как наверняка подумали некоторые.
Танец называется Апсара, также называются девушки, танцующие этот танец, я уже упоминал про них.
Судя по барельефам в храмах, это реально древнейшее искусство.
По легенде, Апсары находились на службе у богов для весьма деликатных миссий. Как только какой-нибудь не в меру амбициозный аскет начинал подбираться к могуществу богов, те посылали к нему апсару. Она склоняла его сами понимаете к чему, и годы аскезы летели к псу под хвост. Отшельник вновь становился человеком, обуреваемым страстями.
Так что боги тоже не чурались грязных методов в борьбе за власть.
Вот легенда, как появились апсары:
Постоянно боролись друг с другом боги и демоны, обитатели наземного и подземного царств, но однажды собрались они вместе для великого дела — сбить Молочное море, окружающее гору Меру, и получить напиток бессмертия — амриту. Сначала сделали шейкер, для чего к верхней части горы прикрепили ствол. Вокруг ствола намотали змею Нага. Тянут боги змея за голову в одну сторону, демоны — за хвост в другую: гора вращается, море взбивается. Сначала из пены появились белый трехголовый слон, белый конь Агни, морские рыбы и чудовища. Сбили море до нужной консистенции, и из него вышли небесные танцовщицы-апсары,
за ними появилась богиня красоты Лакшми (индийская Афродита), потом разные животные, предметы. Пол Пот боролся с искусством Апсара и уничтожал танцовщиц и хореографов. Ума не могу приложить, чем красивые девушки мешают делу революции.
Ну, вот собственно и все. Соскучившись по тайскому шуму и разврату я возвращаюсь в Патайю.
Всем кто меня читает — чао-какао, до новых встреч в новой стране.
И еще раз привет в 2018.
8 Комментарии