В Нидерландах есть потрясающий замок Де-Хаар, один из самых красивых в Европе (хотя я посещал много замков, и все они прекрасны по своему). Находится он совсем близко от города Утрехт и в этом репортаже, я хочу поделиться своими впечатлениями об этом удивительном месте. Помимо прекрасного ландшафтного дизайна, изысканного интерьера у этого замка есть очень увлекательная история, которую вы сейчас услышите.
Итак, в далеком и смутном средневековье существовал знатный и богатый род Де-Хаар. Все у них было как у порядочных аристократов — земли, феодальное владение, солдаты, оружие, скот и естественно рыцарский замок. Жили мужчины этого славного рода — поживали, ходили то на охоту, то на войну (не забывая приспосабливать пояса верности на интимные места своих жен), возможно даже сражались с драконами и спасали из башен заточенных туда принцесс.
Все у них было замечательно, но они как-то сами не заметили, что проиграли самому могущественному врагу человека — времени. Род стал постепенно угасать. Беда, как известно не приходит одна, к угасанию прибавились военные конфликты, не понятно откуда взявшийся торнадо в 1674 году, да еще появились наглые «новые русские голландские» буржуи, которые ни во что не ставили уважаемых дворян. Как это не печально, но к концу XIX века замок пришел в полное запустение, да что там запустение. От него просто остались развалины. Руины!
В 1890 году замок по наследству перешел к дальнему родственнику фамилии — барону Этьену Ван Зёйлен Ван Нейевелт Ван Де Хаару. Радости от наследства Этьен испытал приблизительно такое же, как если бы вы, уважаемый читатель, унаследовали «Москви- 412», 1963 года выпуска, который стоял в саду у вашего двоюродного деда (при этом дед использовал багажник и моторный отсек для разведения рассады, а в салоне время от времени ночевали бомжи). Этьен, не знал как отнестись к подобному дару судьбы, денег у него не было совсем, но был он мужчиной видным и бравым (отставной военный, офицер), а посему ждал своего кубического сантиметра шанса. Само провидение определило дальнейшую судьбу замка. Как то наш герой познакомился с девушкой по имени Элен, папа которой был никто иной как Соломон Джеймс Ротшильд. Как бы ни казалось со стороны, между ними вспыхнула настоящая любовь. Против создания семьи возражали оба клана: Ротшильды были сторонниками внутриклановых браков («На восемнадцать браков, заключенных внуками основателя банкирского дома Ротшильдов Мейера Ротшильда, шестнадцать были заключены между кузенами и кузинами». Anka Muhlstein. James de Rothschild. Gallimard, 1981). Ну а уж брак Ротшильдов с католиками вообще был на грани преступления. Аристократические Зюйлены, в свою очередь были в негодовании даже о идеи породниться с простолюдинами. Их история восходил к знатному роду Колоннов, старейшему в Италии, откуда им еще в XI веке пришлось перебраться на земли нынешней Голландии. И вдруг какие-то Ротшильды, история которых к тому времени насчитывала всего лишь один век, о времена, о нравы!
Молодоженам же было плевать на мнение родственников с обоих сторон. Они отпраздновали свадьбу, на которой Элен в качестве подарка своему обожаемому мужу решила восстановить руины замка. С деньгами, как вы понимаете, проблем не было никаких, также как и с идеями. Для воплощение этих идей был нанят известный архитектор Питер Кейперс, который вместе со своим сыном Джозефом не медля приступил к действиям. Перво наперво, решили заняться ландшафтным дизайном. Было решено разбить прекрасный английский парк на 55 га с прудами, мостиками, романтическими тропинками и скульптурами. Все бы ничего, да на месте предполагаемого парка ютилась небольшая деревушка Хаарзуйленс, она была просто костью в архитекторском горле. Кейперс думал, думал, не спал, не ел, пока в один прекрасный день, его не посетила прекрасная мысль: «Да ну ее в жопу, эту деревню!». Сказано — сделано, деревню снесли и запилили в новом месте, в паре километров. Причем запилили в футуристическом для того времени духе. Вместо стареньких домиков появились новые с водопроводом, канализацией и прочими чудесами конца XIX века. Далее работа закипела. Сад сначала хотели посадить из юных саженцев, но Де-Хаар остудил их пыл справедливым замечанием, что ему может не хватить жизни дождаться пока они вырастут. Это было вполне логично, поэтому саженцы заменили на 7 тысяч взрослых деревьев (возрастом лет по 40).
Не понятно, почему барона не волновал вопрос о том, хватит ли ему жизни на саму реновацию, ведь она длилась ни много не мало 20 лет. Похоже такие вещи минимально интересовали молодоженов, ведь жить им было где (небось снимали в Утрехте квартирку). Фамильное гнездо строилось и обустраивалось исключительно в виде ЛЕТНЕЙ РЕЗИДЕНЦИИ, а не постоянного места жительства!
Но, несмотря на это, задачи перед архитектором ставились весьма и весьма масштабные. Супруги требовали, чтобы замок был оснащен всеми новомодными штучками. Поэтому здесь присутствовало центральное паровое отопление, электрическое освещение, горячая и холодная вода и даже холодильник (правда, работающий от льда). Двести комнат были готовы к приему гостей. Кухня была напичкана высокотехнологичными приспособлениями и медной посудой, а повара экстра класса готовили блюда, достойные самых взыскательных гурманов 24 часа в сутки.
Они могли приготовить невероятные блюда, например вот такой торт.
Плиты в кухне во время сезона не гасли никогда, поэтому гость мог даже посреди ночи устроить себе праздник живота. Да и вообще, сервис здесь был такой, что любой приглашенный мог заказать все, что существовало в воображении жителя Европы и это «что-то» ему обязаны были доставить в течении суток. Немыслимо!
Что касается интерьера… не хватит слов в русском языке, чтобы описать роскошь замка Де-Хаар.
Китайский фарфор, скульптуры, изысканные гобелены, рыцарские доспехи и оружие, камины, полотна великих художников, прекрасные фрески и резные дубовые элементы все это наполняло замок.
Гости и хозяева могли в любой момент заняться своим внешним видом в собственном бьюти-салоне.
Ванная комната Элен была сделана настолько уютной и безопасной, что при входе туда сразу тянет на банные процедуры.
Супруги спали в разных спальных комнатах. Кровать у барона была антикварная, принадлежала она, как утверждают, еще Великому Карлу.
А дизайн своей спальни Элен придумывала сама. По-моему, получилось неплохо, хотя архитектор Кейперс, говорят, ворчал, что она погубила общую концепцию неоготики.
Все двадцать лет архитектор Кейперс проживал в одной из комнат замка, практически на правах хозяина. Супруги Де-Хаар и их гости приезжали лишь на несколько месяцев в году.
Он даже увековечил свой лик на одной из фресок в той самой комнате, где провел столько лет (его лицо расположено не справа, как наверняка, подумали многие, а слева).
Так вот, жили Элен с Этьен, добра наживали, да детишек рожали (аж двух человек). Сейчас замок передан в собственность Ассоциации по охране памятников природы в Нидерландах (почему-то уверен на 99.9%, в целях оптимизации налога на собственность). Официально в собственности семьи Ван Зёйлен (Van Zuylen) остается лишь одно шале. Последний владелец Тьери Ван Зёйлен Ван Нейевелт ван де Хаар в сентябре каждого года жил в замке вместе с семьей, гостями и персоналом. В это время замок традиционно был закрыт для посещения публики. В 2011 году он отправился к праотцам, а его наследники создали фонд «Замок де Хаар» и передали всю коллекцию в собственность этого фонда. Теперь каждый человек может приехать сюда и позавидовать Ротшильдам.
Ну а я желаю всем не тужить, не завидовать, а построить себе дачу не хуже.