Продолжение.
Начало: http://sav4enko.ru/respublika-koreya-gorod-kendzhu/
Поначалу Кенджу показался мне маленьким городком, и населения всего-ничего, около 300 000 человек, но занимает он какую-то гигантскую площадь. В Корее существует сложная система административного разделения, состоящая из Тонов ( центральная часть), Ыпы — (районы на окраинах) и Мёны — (самые малонаселённые части города). Так вот от какого-нибудь Тона до Ыпа, хрен доберешься, до моря час езды на такси, а береговая линия города растянута более чем на 30 километров.
План на сегодня — посещение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, их количество аж две штуки и все они напрямую связаны с религией, ведь Кенджу является в Корее центром буддизма. Находятся они недалеко друг от друга.
Первый объект — один из самых крупных и старых храмов страны — храм Пульгукса (Bulguksa), находящийся на западном склоне горы Тхохамсан.
В Хронике трех царств, на которую я ссылался в прошлом репортаже содержится запись о том, что храм был возведён Ким Дэ Соном в 751 году для умиротворения духа его предков. После входа на территорию храма мы попали в традиционный восточный сад, созданный по уже известным нам канонам.
Небольшой пруд с разноцветными карпами, плакучие ивы, склонившие гибкие ветви к воде и декоративные мостики , один из которых Чхонгунгё, причислен к национальным сокровищам Кореи. В буддизме, мост это символ перехода между суетным миром и миром Будды. Кенджу находится южнее Сеула и поэтому тут цветение деревьев заметнее, да и совсем тепло стало.
Потрясающее все таки это зрелище — усыпанные цветами ветки на фоне черепичных крыш древних храмов.
К священным воротам ведут каменные лестницы, ходить по которым запрещено, по преданиям, по этим каменным ступеням поднимаются на небо души усопших. У каждой лестница есть свое название. Восточная называется «Мост в лазоревых облаках», западная нижняя — «Мост в райский дворец», верхняя «Мост семи драгоценностей». Когда-то давно вокруг храм был заполненный водой канал, паломников перевозили через него на лодках. Наверное, поэтому лестницы именуются мостами. Это храм, даже земля вокруг него священна. Сюда со всей страны приезжают школота как-будто бы для изучения истории религии и государства, а на самом деле порезвится на свежем воздухе.
В одном из помещений храма под бронированным стеклом в ящике размером приблизительно в 1 кубический метр выставлен пепел с маленькими, размером с булавочную головку камушками похожими на перламутр. Рядом написано «кости Будды Шакьямуни». В стеклах вмонтированы увеличительные линзы для детального изучения фрагментов.
Это поставило меня в тупик — я переспросил у нескольких посетителей, хотя бы немного владевших английским и они подтвердили эту версию. Есть предание, что после кремации Сиддхартхи, его прах был поделен между последователями и вывезен в разные страны. Хранятся эти святыни в специальных монастырях, замурованными в ступы, но чтобы вот так открыто… Если кто-то владеет какими-нибудь фактами, буду признателен за любую информацию.
Из списка Национальных сокровищ Кореи, храм включает в себя каменные пагоды Таботхап и Соккатхап, символизируют собой Инь и Ян. Во внутреннем дворе стоит статуя золотой свинье, чем она заслужила такую почесть, я так и не нашел… Ведь насколько я помню, Сиддхартха не был любителем сала с горилкой. Есть поверье, что прикоснувшегося к свинке ждут всякие блага.
А вот, знакомые пирамидки из камушков, их строят с той же целью, исполнение желаний.
Существует интересная легенда о том, что давным-давно жил крестьянин Ким Тэ Сон, который пахал как папа Карло, чтобы заработать себя на хлеб. И таки зарабатывал и более того, что-то сумел отложить и инвестировать в небольшой участок земли — тут бы и сделать следующий логичный шаг в агробизнес. Однако судьба распорядилась иначе, в деревню пришел монах за пожертвованиями и Ким Дэ Сон внезапно отдал свою землю монастырю.
Через некоторое время он умер. В день его смерти у премьер-министра Силлы родился сын, причем с родимым пятном в виде иероглифа Тэ Сон. Чиновник не долго думая назначил сына реинкарнацией Ким Тэ Сона, чем сразу же вызвал к нему нереальную уважуху ( а вы говорите, что политтехнологи это изобретение XX века). Комьюнити особо не возражало — времена были уж больно суровые. По мере взросления, жизнь ребенка обрастала легендами как снежный ком. И однажды, при непонятных мне обстоятельствах, на охоте он пообещал построить храм в честь убитого медведя. Построил (опять же непонятно как — своими руками, или руководил тогдашними Джумшутами, или финансировал строительство как инвестор) и, таки научился строить культовые сооружения.
Приняв буддистскую веру он построил два храма — в честь своих родителей из предыдущей жизни (в которой он был крестьянином) — пещерный храм Соккурам, а в честь родителей из жизни, которой он тогда жил — храм Пульгукса. Такая вот невероятная история.
Вторая легенда более романтическая. Башню-пагоду в храме Пульгукса должен был строить некто Асадал, имевший квалификацию по обработке камня и специально для этого привезенный из Китая (с тех пор ничего не поменялось, правда?). Он с головой ушел в работу совершенно забыв про свою жену (не иначе их браку было более 3 лет).
Жена не оценила такого трудоголизма и приехала в Силлу, чтобы вынести мужний мозг броситься в объятия любимому. Она пришла к воротам Пульгукса, но не тут то было, охрана раскусив коварный женский замысел воспрепятствовала соединению любящих сердец и выкинула ее на мороз не пустила в храм. Не найдя ничего более эффективного, жена пошла к пруду и принялась следить за ходом строительства пагод в водном отражении.
Девушка не покидала берег, надеясь разглядеть отражение любимого. Антидепрессантов и транквилизаторов в то время еще не изобрели, поэтому нетрудно догадаться чем закончилась эта история. Со временем отражение стало для молодой Асанё реальнее окружающего мира и, приняв построенную мужем пагоду за другую женщину, она в отчаянии бросилась в пруд и утонула. Асадалу сообщили о приезде супруги после ее смерти и того замучило чувство вины. Однажды он увидел красивую вертикальную скалу, которую принял за силуэт любимой и решил высечь из этого камня фигуру жены, но внезапно получилась статуя Будды. Камнетес опять стал мучиться чувством вины и… ну вы поняли…. А представьте как могли повлиять на развитие событий пару пилюлек персена или бутылочка новопассита? Хотя, ведь и статуи Будды не было бы в Кенджу теперь.
Следующая достопримечательность — грот Соккурам, расположенный на вершине горы Тохамсан. Расположен он от храма Пульгукса недалеко, чуть более четырех километрах и я прочитав это, решил поначалу прогуляться туда пешком. Хорошо, что вовремя передумал, а то до сих пор наверное шел — дорога в гору по серпантину и весьма крутая. Благо, по дороге курсирует автобус № 11, 12. С вершины горы отличный вид, дорога ведет к пещере, в которой, собственно и находится храм.
Пещера на самом деле рукотворная — храм был построен из гранитных блоков, поверх которых насыпан толстый слой грунта для придания естественного облика. Сейчас там идет реставрация, поэтому фасад укрыт специальным покровом. Но известная статуя на месте и продолжает восхищать.
Одиннадцатиметровая статуя Будды и сам грот высечены из твёрдого гранита. Обтесывать гранит, что очевидно, это совсем не то же самое что обтесывать известняк , поэтому Соккурам, является по-своему уникальным. В прежние времена, паломники начинали свое пешее восхождение у храма Пульгукса или подножия горы Тохамсан, поэтому Соккурам символизировал путешествие души в Нирвану. А наше восхождение можно считать оконченным.
Поэтому на сем заканчиваю репортаж о путешествии в Соккурам, Пульгукса, Нирвану, и вообще в Кенжду. Остаемся навеки ваши, паломники с Корейского полуострова,
Валерий и Глеб.
Продолжение: http://sav4enko.ru/respublika-koreya-tradicionnaya-eda/
2 Комментарии