Продолжение.
Начало: http://sav4enko.ru/shveciya-geteborg-stokgolm/
Хочу поделиться впечатлениями от тех немногих стокгольмских музеев, которые удалось посетить.
Васа — это музей одного экспоната, единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого практически полностью сохранились. Васа это шведское парусное боевое судно, водоизмещением 1210 тонн, спущенное на воду в 1628 года. Оно затонуло, проплавав всего полчаса. На снимке ниже абсолютно точная модель корабля уменьшенная в масштабе.
Теперь по порядку. Когда молодой король Швеции Густав II взошел на престол ,он решил сосредоточить свои усилия на создании мощного боевого флота. «Величие Швеции зависит от Бога и от ее флота», — говорил король своим подданым. Бесспорная слава самых опытных кораблестроителей в то время принадлежала голландским мастерам (если вы помните наш Петр I тоже учился у голландцев) и разумеется они и получили королевский подряд.
К 1625 году было построено 25 новых боевых кораблей, и король приказывает заложить самый большой и красивый корабль, который должен стать грозой морей и устрашать врагов королевства одним своим видом. В 1626 году такой корабль был создан — трехмачтовый галеон длиной почти 70 метров и высотой с шестиэтажный дом. Он был оснащен по последнему слову кораблестроения. Это был один из самых больших и тяжело вооруженных кораблей того времени, символ надежды Швеции на морское господство. На строительство «Васы» ушла тысяча дубов. У него было три мачты и пять палуб, в том числе — две орудийные. Для придания величия корабль украсили пятью сотнями раскрашенными и даже позолоченными скульптурами — стиль барокко был в тренде.
На корабле было установлено 64 орудия, большинство из которых имело калибр 24 фунта (ядро массой более 11 кг). Корабль был рассчитан на боевой экипаж в 440 человек (включая солдат). Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. “Васа” — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал в одно целое разрозненные части Швеции, как колосья собирают в сноп да и в обще сделал много для страны.
Перед отплытием сам адмирал проверил корабль на устойчивость по правилам того времени — 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. После третьей перебежки корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала, но адмирал не посмел остановить выход судна из порта — ведь сам король, будучи с деловым визитом в Европе ждал этого события. Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома!”.
И вот, теплым августовским днем на берегу и на окрестных скалах столпились жители Стокгольма. Даже иностранные послы не игнорировали пафосное мероприятие — отплытие сверкавшего всеми красками и золотом могучего флагмана шведского флота. Два грозных позолоченных льва, изогнувшихся в прыжке на носу корабля, бросали свирепые взгляды. Деревянные воины стояли единым строем, готовые отразить нападение врага. Пушки выглядывали изо всех орудийных люков.
Первые 600 метров “Васа” шел с помощью шлюпки, которая отвозила якорь, затем бросала его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире). Медленно и величественно двигался огромный корабль. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленных зрителей “Васа” пошел ко дну… Этот трагический момент отражен на специальной миниатюре с моделями.
Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, кто-то вцепился в верхушки пятидесятиметровых мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Были и погибшие — предположительно от 30 до 50 человек. Их лица восстановлены по черепам.
Корабль прошел около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса.
Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. Архивные документы не позволяли определить, где он затонул, Андерс Франсен, специалист по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Водолазы, спустившись под воду констатировали факт — искомое судно обнаружено.
Теперь, оставалось поднять его на поверхность. Предложения были одно креативнее другого — например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье и ждать когда растает. Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.
Но возобладала наиболее реальная идея: сформировать каналы под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на тридцатиметровой глубине, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги запутывались в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему, однако на сушу кораблю было нельзя.
Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент — медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.
Для трехсот лет, что корабль провел на дне, он сохранился идеально. В холодном Балтийском море в отличии от теплых южных морей не водится ракушка-древоточец, которая быстро съедает дерево. Хотя, даже при этом реставраторам пришлось потрудиться на славу — со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей — они словно собирали огромный конструктор. Помимо этого удалось решить уникальную проблему консервации дерева (до этого никто на планете не имел опыта консервации столь большого объекта). Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. Был построен специальный крытый док, куда на понтоне отбуксировали корабль, и в течение 17 лет(!!!) 24 часа в сутки орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.
Восстанавливать паруса оказалось не легче. Они слежались в трюме и стали такими ветхими, что от малейшего прикосновения могли превратиться в прах. Их осторожно перенесли на стекловолоконную основу и пропитали специальными веществами.
И вот, когда все закончилось “Васа” отправился в последнее плавание — в док, расположенный на территории старой военной верфи, к месту “вечной” стоянки. Здание музея возвели вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях.
Помимо прочего в музее находятся аутентичные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, — кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.
Перенесемся от старины к современности. В музей современного искусства. Основная экспозиция — работы американской «навсерукиотскукитворца» Луизы Буржуа, перед входом паук — ее «визитная карточка», узнаваемая во всем мире.
Луиза была больна на всю голову и именно поэтому, ее работы поныне считаются классикой современного творчества, а была бы здоровая, прожила бы скучную и однообразную жизнь.
Работала она по всем фронтам — кубизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм и конструктивизм покорились ее натиску. Она творила из всего, что попадалось под руку, из дерева, мрамора, бронзы, гипса, латекса и ткани — вот такими гениальными бывают чокнутые бабы.
С сексом у Буржуа были явные проблемки (у кого чего болит ….) и она это как и подобает гениальным людям не скрывает. «Я начала заниматься искусством, потому что оно отгораживало меня от тяжелых обеденных разговоров, когда мой отец рассуждал, какой он добрый и замечательный. Я брала белый хлеб, смачивала его слюной и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать ее руки и ноги ножом» — вспоминает она. Ненависть к мужчинам — современный тренд
отраженный в «Истерическом изгибе» («Arch of Hysteria»).
Так что недостаток оргазмов и тараканчики в голове создают Великих. Она даже в психоанализе о себе заявила, создав свою интерпретацию символов. Например, образ паука для нее символ обертывающей и терпеливой матери, тогда как традиционно это символ агрессивной матери (Карл Абрахам). Художница сказала: «Паук является одой моей матери. Она была моим лучшим другом. Как и паук, моя мать была ткачихой. Моя семья занималась реставрацией гобеленов, и моя мать давала уроки реставрационного мастерства. Как и пауки, моя мать была очень умна. Пауки являются дружественными существами, которые поедают комаров. Мы знаем, что комары разносят заболевания, и потому являются нежеланными в доме. Поэтому пауки полезны и защищают нас, также как моя мать». Швейные иглы также не фаллические символы, а метафора восстановления потерь. Дома наоборот изображены не как убежище, а в качестве камеры или клетки, где присутствует опасность потерять себя. Рядом с музеем современного искусства интересные и не менее символические фигуры.
И напоследок, один из самых больших действующих дворцов в мире, официальная резиденция короля Карла Густава XVI. Дворец является постоянным рабочим местом Королевской пары и королевских придворных — здесь проходят приемы на высшем государственном уровне. По совместительству, дворец гостеприимно встречает посетителей в качестве культурно-исторического объекта.
В подвальном помещении, за мощной сейфовой дверью находится королевская сокровищница, где на обозрение выставлены королевские регалии — короны, скипетры, державы, мантии и оружие. Эти артефакты отображают как политический, так и представительский имидж шведских монархов – от Густава Васы до династии Бернадотт. Очень впечатляют. Фотографировать их нельзя. Помимо сокровищницы во дворце еще 608 комнат с королевскими апартаментами, залом торжеств, палаты Рыцарского ордена. Элегантная мебель, роскошные ковры, изысканный интерьер, старинные гобелены, красивые скульптуры и потрясающие люстры. Уровень сравним с Ватиканом.
На этом мы прощаемся с вами, до встречи в новой стране.
Навеки ваши,
Валерий и Глеб.