Главная » Мир внутренний » Размышление о жизни. » Свобода выбора и воля.
Размышление о жизни.

Свобода выбора и воля.

Жан Поль Сартр говорил: «Я есть выбор». Перефразирую: «Я есть то, что я выбираю». По сути, человек совершает выбор всегда и везде. Невероятно, но ведь на самом деле, это же мы выбирали, чем заниматься в детстве (в какой кружок ходить, какую секцию посещать, какие книги читать, как учиться), мы выбираем профессию, город, в котором живем. Жену, которую Вы  имеете (ну, или она имеет Вас) тоже ведь Вы выбрали. Не Дед Мороз же ее под елкой оставил на Новый Год.

Уже сделанные выборы предопределяют следующие – так мы выбираем свое благосостояние, здоровье, внешность.  Вебер считал, что «жизнь – это цепь конечных выборов, с помощью которых человек выбирает свою судьбу». Однако всегда ли выбор является осознанным?
С философской точки зрения выбор есть свобода. Там, где есть выбор всегда есть свобода. В таком случае «объективным основанием ситуации выбора является объективное существование спектра возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуют свое действие, в результате чего возможность переходит в действительность» . И человек оказывается перед проблемой выбора: какая из возможностей должна быть реализована в его деятельности?
Для Фомы Аквинского выбор целей и средств достижения блага есть сфера свободы воли. Для Локка действие в соответствии с сознательным выбором есть свобода. А Бердяев отмечал, что «определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. В действительности, я чаще вижу людей, которые бегут от выбора как черт от ладана. В этом случае человек отвергает свободу и тоскует по рабству.
В психологии понятие выбора рассматривается через связь с волей. А.Н.Леонтьев отмечал, что «выбор есть признак волевого действия». Воля является феноменом саморегуляции субъектом своего поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на достижение последней. Так как воля ни сводится ни к предметной деятельности, ни к внепрактическому сознанию, выбор и является тем признаком, по которому можно судить о волевом действии.
Следовательно, когда человек недоволен своей жизнью (ну, или частями своей жизни) он:
— не мог различить возможности (не умел формировать фигуры на фоне, т.е. имел несовершенное сознание и действовал по сценарию),
— не был в состоянии совершить волевое действие (по причине отсутствия в действии искомого),
— в начале «некого пути» имел отличные от актуальных ценностные ориентации,
— не сформировал (сознательно) объективированную экстериорную цель

О авторе

Савченко Валерий

Оставить коментарий

*